Оздоровление

Повышение защитных функций организма детей через двигательную деятельность

Рекомендации по повышению защитных функций организма детей через двигательную деятельность

Тема здоровья детей особенно важна в наше время. Среди многообразных факторов, влияющих на снижение состояния здоровья и работоспособности организма, является значительное снижение двигательной активности. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению жизненного тонуса, уменьшению защитных сил организма, задерживает умственное развитие. Ребенок,  по мнению академика Амосова Н.М. сталкивается с 3 пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разряди, перееданием и гиподинамией. Два последних обстоятельства, по мнению ученых, ведут к акселерации – ускоренному развитию организма ребенка и в первую очередь увеличению роста  веса тела.

Внутренние органы в своем развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания.

В чем же причины повышенной заболеваемости: современные условия жизни (телевизор, комфорт) способствуют уменьшению количества движений производимых детьми в течение дня. Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление, что влечет за собой возрастного развития быстроты, ловкости, координации движения, выносливости, гибкости и силы.

В последние годы ученых всё больше привлекает проблема детских стрессов – отсутствие положительных эмоций у ребёнка. Присутствие отрицательной психологической обстановки в семье. Известный ученый Щелованов Н.М. говорил: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребёнка, но и важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма». Таким образом, детские стрессы ведут к ухудшению здоровья ребёнка. В итоге мы сталкиваемся в снижении интереса детей к физической культуре, их малоподвижности, нежеланием детей принимать участие в спортивных и подвижных играх, несмотря на принимаемые профилактические мероприятия..

Охрана жизни и укрепления здоровья, улучшение физического развития и закаливания организма ребенка являются основными задачами. Это обусловлено тем, что органы у детей дошкольного возраста еще не совершенны, слабо развиты защитные функции организма. Дети более подвержены неблагоприятным условиям внешней среды.Мышцы у детей богаты водой. Развитие отдельных мышц происходит неравномерно. В дошкольном возрасте необходимо развивать все группы мышц (туловища, спины, живота, ног, плечевого пояса, рук, кисти, пальцев, стопы).

Особое внимание следует уделять на укрепление слабо развитых групп мышц – разгибателей,  необходимо укреплять дыхательную мускулатуру, развивать подвижность грудной клетки, способствовать углублению дыхания, увеличению жизненной емкости легких, кроме того следует научить детей дышать через нос.

С целью оптимизации двигательной активности можно использовать занятия  двигательного характера взаимосвязанные с комплексом оздоровительных мероприятий, а так же использовать нетрадиционные формы и методы их проведения.

К таким занятиям относятся: оздоровительный бег, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами; гимнастика после дневного сна; индивидуальная работа с детьми по развитию движений, прогулки – походы в лес.

Основной формой обучения двигательным навыкам и развитие оптимальной двигательной активности являются учебные занятия. Чтобы заинтересовать детей физкультурными занятиями можно использовать занятия не только традиционного типа, а так же занятия:

  • Сюжетно-игровые (например: «Путешествия»);
  • Занятия с использованием тренажеров;
  • Ритмическая гимнастика (занятия, состоящие из танцевальных движений);
  • Занятия – соревнование;
  • Занятия – зачеты, во время которых дети сдают физические нормы по выполнению основных движений на время, скорость, расстояние.

Самостоятельная двигательная деятельность, возникающая по инициативе детей, дает широкий просмотр для проявления индивидуальных возможностей детей. Самостоятельный вид деятельности является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных особенностей детей. Очень важными и действенным средством в оздоровлении детей является широкое привлечение родителей к участию в разнообразных формах спортивно – оздоровительной работы, которая проводится с детьми . Например «Мама папа я спортивная семья», «Семейная спартакиада». Участвуя в таких мероприятиях, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку, физические качества с тем как развиты дети. Родители видят, какую радость и пользу приносит ребенку шумные игры, веселые состязания, как, играя, он тренируется. Таким образом, можно сказать, что только системный подход к организации  физкультурно - оздоровительных, мероприятий позволит    эффективно  способствовать  укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную  динамику оздоровления детского организма, позволит   достичь положительных результатов: повышения  уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей.

 

свернуть

Нетрадиционные формы оздоровления детей

 «Нетрадиционные формы оздоровления детей»

Самая большая ценность для человека – здоровье.
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются главной для нас, взрослых.
Детский организм, вследствие свойственных ему анатомо-физиологических особенностей более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, чем организм взрослых, а поэтому требует создания таких условий, которые способствовали бы укреплению здоровья ребенка и способствовали улучшению его физического развития.
Мы рекомендуем проводить в домашних условиях следующие мероприятия:
Дыхательную гимнастику, которая поможет обеспечить полноценную работу бронхов, очистить слизистую дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру.
Вот некоторые дыхательные упражнения, которые можно выполнить с ребенком:
Упражнение «Часики».
Взрослый имитирует ход маятника часов, говоря «тик-так». Ребёнок поднимает руки вверх, в стороны - вдох и опускают их - выдох. Повторить 10-12 раз.
Упражнение «Трубач».
И. П. - стоя, кисти рук сжаты в трубочку и направлены вверх. Производится медленный выдох и звук «Ту-у-у» или «П-ф-ф». Повторить 4-6 раз.
Упражнение «Петух».
ИП. - стоя, одна рука. - на животе, другая - на груди. Втянуть живот и набрать воздух - вдох. Выдыхая, выпячивать живот - выдох, произнося «Ку-ка-ре-ку-у-у» (3-4 раза).
Упражнение «Паровозик».
Осуществляется при ходьбе, руки, согнутые в локтях, движутся вперед-назад со словами «Чух-чух».

Упражнение «Насос».
При выполнении наклонов вперед руками выполняется покачивающее движение (при этом делается выдох с 1 произнесением звука «СС-с» - насос, при выпрямлении - вдох! (6-8 раз)).

Пальчиковую гимнастику, которая является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка. По умелости детской руки, специалисты делают выводы об особенностях развития центральной нервной системы и мозговой деятельности. Систематические упражнения по тренировке движения пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие центральной нервной системы, всех психических процессов, в особенности речи, параллельно несут и оздоравливающий эффект на детский организм, помогают в определенной степени справиться с различными недугами. В Восточной медицине существует убеждение, что с помощью массажа рук можно избавиться от головной боли, вылечится от гриппа, насморка, ангины; облегчить боль при воспалении уха и носовых пазух.
Предложите ребенку шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами, направлять в специальные желобки, лунки. Так же можно массажировать руки с помощью грецких орехов. Выполните с ребенком следующие упражнения: покатайте орех, карандаш или массажный мячик между ладонями, между пальцами; научите его удерживать несколько карандашей между растопыренными пальцами ведущей руки.
Можно проводить пальчиковую гимнастику под веселые рифмовки.
Игровая форма проведения не только развлечет ребенка, но и будет способствовать формированию представлений об окружающем мире.
«Погладим котенка»
- Киса, кисонька, кисуля!
Позвала котенка Юля.
- Не спеши домой, постой!
- И погладила рукой.
(одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.)
Моя семья
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся моя семья.
(поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «а вот и вся моя семья» второй рукой охватывать весь кулачок)
«Белка» (народная песенка)
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому...
(поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого)
«Дождик» (народная потешка)
Дождик-дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
(подушечки правой – левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино) Затем встряхнуть кисти рук).
Большое внимание необходимо уделить обучению ребенка самомассажу, который повысить защитные свойства слизистых оболочек глотки, гортани, трахеи, бронхов. Проделывать самомассаж ушной раковины, пальцев, рук, ног, верхнего плечевого пояса. Можно выполнять легкие пульсирующие движения пальцами обоих рук в определенных точках.
Например,
Массаж шеи (сидя «по-турецки»)
1. Поглаживание шеи от грудного отдела к подбородку.
«Лебедь, жираф»
1. Развернув плечи, гордо поднимает голову на вытянутой шее.
2. Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кистей рук.
3. «Лебединая шея» – представив, что у ребёнка красивая лебединая шея, ребенок любуется ей, как в зеркале и т. д.
Массаж живота «Месим тесто» (лежа на спине)
1. Имитируя движения тестомеса, ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает.
2. С левой стороны пальчиками нажимает несколько раз более глубоко, словно палочкой проверяет готовность теста.
Массаж грудной области (сидя «по-турецки»)
1. Поглаживание груди со словами: «Я милая чудесная прекрасная».
2. «Заводим машину» – вращательные движения пальчиками по середине груди по часовой стрелке со звуком «Ж-Ж-Ж»
3. «Машина завилась» – нажимаем пальчиком на область сердца со звуком «Пи-и-и»

Следует отметить то, что для оздоровления детей необходимо включать гимнастику для глаз, так как считаем, что это необходимо ребенку дошкольного возраста. В течение первых 12 лет жизни у ребенка идёт интенсивное развитие органов зрения. В этот период глаза особенно подвержены негативному влиянию многочисленных факторов, таких как повышение нагрузки (персональный компьютер, телевизор и т. д.), неблагоприятная экология и многих других. Как же помочь формирующемуся детскому организму противостоять подобному влиянию внешней среды и предотвратить ухудшение зрения.
Советуем регулярно проводить с ребенком гимнастику для глаз, превращать это в ежедневную увлекательную игру. Здесь рекомендуем использовать следующие упражнения:
1. «Моргунчики»
Мы играли, мы читали,
Наши глазки так устали,
Мы немножко поморгаем,
На минуточку замрём
И опять играть начнём.
(У детей глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены).
2. «Золотые лучики»
Выглянуло солнышко,
Пташечки запели,
Золотые лучики
Всех ребят согрели.
(Дети широко раскрыли глаза).
Тут со всех сторон тучки набежали,
И лица ребятишек мокрыми вдруг стали.
(Повороты глазами вправо, влево, вниз, вверх за движениями пальчика).
Если вы заметили, что ребёнок трёт ладонями: глаза и жалуется на усталость в этом случае можно провести несложную гимнастику для глаз. Сидя, крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть. Повторить 8-40 раз. Сидя, быстро моргать глазами (1-2 минуты).
Такие формы оздоровления детей способствуют укреплению здоровья, воспитанию у ребенка потребности в здоровом образе жизни.

свернуть

Профилактика гриппа и распираторных заболеваний

Предупредим грипп и респираторные заболевания

Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) группа заболеваний, которые вызываются множеством возбудителей (вирусы гриппа, парагриппа, респираторно-синтициальный вирус, аденовирус), передаются воздушно-капельным путем и характеризуются острым поражением дыхательной системы человека. Все ОРВИ объединяют общие симптомы: покраснение слизистых зева, першение или боли в горле, особенно при глотании, насморк или заложенность носа, осиплость голоса, кашель, чихание, повышение температуры.

Из всего многообразия острых респираторных вирусных инфекций грипп следует рассматривать отдельно, так как он имеет отличные от других ОРВИ клинические проявления и предрасполагает к развитию осложнений. Грипп –острая респираторная инфекция, вызываемая вирусом гриппа, характеризующаяся высокой температурой (38-40 С), выраженной общей интоксикацией и поражением дыхательных путей чаще в форме трахеита.

Инкубационный период (т.е. время от момента заражения до появления первых признаков заболевания) при сезонном гриппе составляет от 12 до 48 ч, при высокопатогенном варианте удлиняясь до 5-7 дней. Для гриппа характерно острое начало с озноба, повышения температуры до максимальных значений уже в первые сутки болезни и общих явлений интоксикации (выраженной слабости, разбитости, головной боли в лобных областях, ломоты в мышцах, костях, суставах, боли в глазных яблоках, светобоязни, слезотечения и т.д.). Через несколько часов к вышеперечисленным проявлениям заболевания присоединяются признаки поражения дыхательных путей чаще в виде заложенности носа или слабо выраженного насморка, першения в горле, мучительного сухого кашля, саднящих болей за грудиной и по ходу трахеи, осиплого голоса. У большинства больных гриппом полное выздоровление наступает через 7-10 дней. Однако имеется группа людей, склонных к осложнениям при данном заболевании, они и составляют группу риска по тяжелому течению ОРВИ и гриппа: дети до 1 года, все лица старше 65 лет, беременные женщины, пациенты с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, с иммунодефицитными состояниями и другой тяжелой сопутствующей патологией. Данная категория людей должна незамедлительно обращаться к специалистам при появлении первых симптомов гриппа, т.к. только раннее начало терапии способно предотвратить развитие тяжелых осложнений (пневмоний, обострений хронической обструктивной болезни легких, гайморитов, отитов и т.д.).

Большинство больных гриппом, не относящихся к группам риска, с легким и среднетяжелым неосложненным течением заболевания могут лечиться амбулаторно. При этом лечение включает в себя назначение: -полупостельного режима, полноценного питания и обильного питься (до 1,5-2,0 л жидкости в сутки). Обильное питье очень важно для организма, ведь продукты жизнедеятельности вируса, вызывающие общую интоксикацию, выводятся из организма через почки. Кроме того, усиленный питьевой режим помогает справиться с потерей жидкости в результате сильного потоотделения при лихорадке и способствует разжижению мокроты и ее отхождению при кашле. -парацетамола и других жаропонижающих (ибупрофена, ибуклина, нимесулида, комбинированных жаропонижающих препаратов Терафлю, Колдрекс) в стандартных дозировках. Как правило, у здоровых ранее взрослых и детей жаропонижающие назначаются при температуре выше 38,5 С (более низкую температуру снижать не рекомендуется, ведь это проявление защитной реакции организма на внедрение возбудителя). При наличии сопутствующих заболеваний значение температуры, с которого начинается жаропонижающая терапия, определяет врач. Родителям следует помнить, что у детей до 18 лет на фоне любой острой респираторной вирусной инфекции противопоказано применение аспирина! -симптоматической терапии ринита, фарингита, трахеита (используют сосудосуживающие или растительные капли в нос, противокашлевые средства и средства разжижающие мокроту, полоскание зева отварами ромашки, шалфея, календулы, растворами фурациллина, орасепта и др.). -противовирусной терапии, которую назначает только врач в индивидуальной дозе в зависимости от клинической картины и тяжести заболевания, а также наличия сопутствующих заболеваний. Наиболее эффективно применение противовирусных препаратов в первые 48-72 ч от начала заболевания, что еще раз доказывает о необходимости как можно более раннего обращения за медицинской помощью.

Следует помнить, что неоправданное самостоятельное применение антибиотиков без наличия соответствующих показаний не только не предотвращает развитие бактериальных осложнений, но и может ухудшить течение основного заболевания из-за развития побочных эффектов препарата (особенно аллергических реакций, дисбактериоза), а также способствовать формированию устойчивых форм бактерий. Только врач может определить необходимость в применении антибактериальных препаратов, адекватно подобрать нужный антибиотик и правильно его назначить. При наличии в семьи больных ОРВИ и гриппом нужно помнить и о принципах профилактики передачи инфекции родным и близким (изоляция заболевшего в отдельной комнате, ношение дома масок, соблюдение правил личной гигиены, регулярное проветривание комнат и влажна я уборка, ограничение визитов других людей к больному).

Всем людям, больным ОРВИ и гриппом, рекомендуется как можно раньше обратиться к врачу, чтобы своевременно получить правильное лечение, а также избежать развития осложнений. Часть заболевших из-за тяжелого течения гриппа может быть направлена в инфекционное отделение стационара. В первую очередь госпитализируются все люди, принадлежащие к группе риска, беременные женщины, лица с подозрением на развитие пневмонии, лица с тяжелым течением гриппа, больные с угрозой развития опасных для жизни состояний. Хочется обратить внимание на важные аспекты профилактики гриппа.

Выделяют неспецифические и специфические методы профилактике. К первым из них относятся общепринятые гигиенические меры для ограничения распространения респираторных вирусных инфекций и профилактики заражения:

-избегайте близкого контакта с людьми, которые кажутся нездоровыми, обнаруживают явления жара (температуры) и кашель

-на период эпидемии избегайте многолюдных мест или сократите время пребывания в них -старайтесь не прикасаться ко рту и носу

-соблюдайте гигиену рук

– чаще мойте руки водой с мылом или используйте средство для дезинфекции рук на спиртовой основе, особенно в случае прикосновения ко рту, носу

-увеличьте приток свежего воздуха в жилые помещения, как можно чаще открывайте окна.

-используйте защитные маски при контакте с больным человеком.

-придерживайтесь здорового образа жизни: полноценный сон, рациональное питание, физическая активность, регулярные прогулки на свежем воздухе.

Если Вы все же заболели, тогда необходимо:

- при плохом самочувствии оставаться дома и выполнять рекомендации врача, по возможности держаться от здоровых людей на расстоянии -отдыхать, принимать большое количество жидкости

- закрывать рот и нос при кашле или чихании носовым платком или одноразовыми салфетками. После использования платок или салфетки необходимо сразу утилизировать или постирать и прогладить утюгом

-носить маску, если находитесь на общей территории дома поблизости от других людей

-сообщите своим близким и друзьям, если вы заболели.

Ношение масок обязательно для лиц, имеющих тесный контакт с больным пациентом. Маску следует надевать аккуратно, так, чтобы она закрывала рот и нос, и завязывать ее, чтобы пространство между лицом и маской было как можно меньше. При использовании маски нельзя к ней прикасаться. Прикоснувшись к маске необходимо вымыть руки водой с мылом или с использованием средств для дезинфекции рук на спиртовой основе. Использованные маски нужно заменять на новые, как только предыдущая маска станет сырой (влажной), желательно не реже, чем 1 раз в 3 часа. Нельзя использовать повторно одноразовые маски, после использования их необходимо утилизировать.

Одним из наиболее эффективных методов специфической профилактики является вакцинация. Согласно рекомендациям ВОЗ: "Вакцинация является основой профилактики гриппа", так как она снижает распространение болезни и смертность, в 3 -4 раза дешевле, чем затраты на лечение гриппа и его осложнений, позволяет экономить средства на лечение гриппа и его осложнений, может значительно сократить временную нетрудоспособность, доступна, эффективна и безопасна для взрослых, детей с 6-месячного возраста, беременных женщин.

Оптимальное время для вакцинации с начала октября по середину ноября. Иммунитет нарабатывается в течение 2 недель после введения вакцины. Следует помнить известный всем принцип, что лучше предотвратить заболевание, чем его лечить.

Помните, самолечение при гриппе недопустимо, особенно для детей и лиц пожилого возраста. Ведь предугадать течение гриппа невозможно, а осложнения могут быть самыми различными. Больные гриппом требуют постоянного наблюдения со стороны медработников, а поздняя госпитализация приводит к затяжному течению пневмонии и других осложнений и увеличению частоты летальных исходов.

Ваше здоровье – в Ваших руках!

Врач-эпидемиолог Надежда Вырво

 

свернуть

Питание дошкольников: примерное меню в детском саду и дома

Питание детей 3-7 лет должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие детского организма, подготовить мышцы, кости и мозг к резкому возрастанию умственных и физических нагрузок и изменению режима, связанному с началом учебы в школе.

Для этого важно соблюдать несколько основных принципов питания:

  • Питание должно снабжать организм ребенка необходимым количеством энергии для двигательной, психической и прочей активности.
  • Питание должно быть сбалансированным, содержать пищевые вещества всех типов (так называемые нутриенты).
  • Важно, чтобы питание было разнообразным, только это является условием его сбалансированности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возможную непереносимость каких-либо продуктов.
  • Необходимо соблюдать технологию обработки продуктов и приготовления пищи, соблюдать санитарные требования к помещениям, где производится приготовление пищи, сроки и условия хранения и т.д.

В приведенной ниже таблице указаны основные, наиболее важные для детского организма вещества и их суточная норма для детей 3 (первая цифра) и 7 лет (вторая цифра).

Таблица среднесуточной нормы физиологической потребности организма в основных микро- и макроэлементах

Название

Функция

Источник (продукты, содержащие элемент)

Суточная норма для детей 3-7 лет

Кальций

Формирование костей и зубов, системы свертывания крови, процессы мышечного сокращения и нервного возбуждения. Нормальная работа сердца.

Молоко, кефир, ряженка, йогурт, сыр, творог.

800-1100 мг

Фосфор

Участвует в построении костной ткани, процессах хранения и передачи наследственной информации, превращения энергии пищевых веществ в энергию химических связей в организме. Поддерживает кислотно-основное равновесие в крови.

Рыба, мясо, сыр, творог, крупы, зернобобовые.

800-1650 мг

Магний

Синтез белка, нуклеиновых кислот, регуляция энергетического и углеводно-фосфорного обмена.

Гречневая, овсяная крупа, пшено, зеленый горошек, морковь, свекла, салат, петрушка.

150-250 мг

Натрий и Калий

Создают условия для возникновения и проведения нервного импульса, мышечных сокращений и других физиологических процессов в клетке.

Поваренная соль - натрий. Мясо, рыба, крупа, картофель, изюм, какао, шоколад - калий.

Точно не установлена

Железо

Составная часть гемоглобина, перенос кислорода кровью.

Мясо, рыба, яйца, печень, почки, зернобобовые, пшено, гречка, толокно. Айва, инжир, кизил, персики, черника, шиповник, яблоки.

10-12 мг

Медь

Необходима для нормального кроветворения и метаболизма белков соединительной ткани.

Говяжья печень, морепродукты, бобовые, гречневая и овсяная крупа, макароны.

1 - 2 мг

Йод

Участвует в построении гормона щитовидной железы, обеспечивает физическое и психическое развитие, регулирует состояние центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы и печени.

Морепродукты (морская рыба, морская капуста, морские водоросли), йодированная соль.

0,06 - 0,10 мг

Цинк

Необходим для нормального роста, развития и полового созревания. Поддержание нормального иммунитета, чувства вкуса и обоняния, заживление ран, усвоение витамина А.

Мясо, ряба, яйца, сыр, гречневая и овсяная крупа.

5-10 мг

Витамины

Для правильного роста и развития ребенку необходима пища, богатая витаминами. Витамины - это органические вещества с высокой биологической активностью Они не синтезируются организмом человека или синтезируются в недостаточном количестве, поэтому должны поступать в организм с пищей. Витамины относятся к незаменимым факторам питания. Содержание витаминов в продуктах гораздо ниже, чем белков, жиров и углеводов, потому постоянный контроль над достаточным содержанием каждого витамина в повседневном рационе ребенка необходим.

В отличие от белков, жиров и углеводов, витамины не могут служить строительным материалом для обновления и образования тканей и органов человеческого тела, не могут служить источником энергии. Но они являются эффективными природными регуляторами физиологических и биохимических процессов, обеспечивающих протекание большинства жизненно важных функций организма, работы его органов и систем.

В приведенной ниже таблице указаны основные, наиболее важные для детского организма витамины и их суточная норма для детей 3 (первая цифра) и 7 лет (вторая цифра).

Таблица среднесуточной нормы физиологической потребности организма в основных витаминах

Название

Функция

Продукты, содержащие витамин

Суточная норма для детей 3-7 лет

Витамины группы В

В1

Необходим для нормального функционирования нервной системы, сердечной и скелетных мышц, органов желудочно-кишечного тракта. Участвует в углеводном обмене.

Хлеб из муки грубого помола, крупы, зернобобовые (горох, фасоль, соя), печень и другие субпродукты, дрожжи, мясо (свинина, телятина).

0,8 - 1,0 мг

В2

Поддерживает нормальные свойства кожи, слизистых оболочек, нормальное зрение и кроветворение.

Молоко и молочные продукты (сыр, творог), яйца, мясо (говядина, телятина, птица, печень), крупы, хлеб.

0,9 - 1,2 мг

В6

Поддерживает нормальные свойства кожи, работу нервной системы, кроветворение.

Пшеничная мука, пшено, печень, мясо, рыба, картофель, морковь, капуста.

0,9 - 1,3 мг

В12

Поддерживает кроветворение и нормальную работу нервной системы.

Мясо, рыба, субпродукты, яичный желток, продукты моря, сыр.

1 - 1,5 мкг

РР (ниацин)

Функционирование нервной, пищеварительной систем, поддержание нормальных свойств кожи.

Гречневая, рисовая крупа, мука грубого помола, бобовые, мясо, печень, почки, рыба, сушеные грибы.

10-13 мг

Фолиевая кислота

Кроветворение, рост и развитие организма, синтез белка и нуклеиновых кислот, предотвращение ожирения печени.

Мука грубого помола, гречневая и овсяная крупа, пшено, фасоль, цветная капуста, зеленый лук, печень, творог, сыр.

100-200 мкг

С

Регенерация и заживление тканей, поддержание устойчивости к инфекциям и действию ядов. Кроветворение, проницаемость кровеносных сосудов.

Плоды и овощи: шиповник, черная смородина, сладкий перец, укроп, петрушка, картофель, капуста, цветная капуста, рябина, яблоки, цитрусовые.

45-60 мг

А (ретинол, ретиналь, ретиное-вая кислота)

Необходим для нормального роста, развития клеток, тканей и органов, нормальной зрительной и половой функции, обеспечение нормальных свойств кожи.

Печень морских животных и рыб, печень, сливочное масло, сливки, сметана, сыр, творог, яйца, морковь, томаты, абрикосы, зеленый лук, салат, шпинат.

450-500 мкг

D

Участвует в процессах обмена кальция и фосфора, ускоряет процесс всасывания кальция, увеличивает его концентрацию в крови, обеспечивает отложение в костях.

Сливочное масло, куриные яйца, печень, жир из печени рыб и морских животных.

10-2,5 мкг

Е

Антиоксидант, поддерживает работу клеток и субклеточных структур.

Подсолнечное, кукурузное, соевое масло, крупы, яйца.

5-10 мг

Авитаминоз (витаминная недостаточность) - патологическое состояние, вызванное тем, что организм ребенка не обеспечен в полной мере тем или иным витамином или же нарушено его функционирование в организме. Причин возникновения витаминной недостаточности несколько:

  • низкое содержание витаминов в суточных рационах питания, обусловленное нерациональным построением пищевого рациона,
  • потери и разрушение витаминов в процессе технологической переработки продуктов питания, их длительного и неправильного хранения, нерациональной кулинарной обработки,
  • присутствие в продуктах витаминов в малоусвояемой форме.

Но даже если все перечисленные причины исключены, возможны ситуации и условия, когда возникает повышенная потребность в витаминах. Например:

  • в периоды особо интенсивного роста детей
  • при особых климатических условиях
  • при интенсивной физической нагрузке
  • при интенсивной нервно-психической нагрузке, стрессовых состояниях
  • при инфекционных заболеваниях
  • при воздействии неблагоприятных экологических факторов
  • при заболеваниях внутренних органов и желез внутренней секреции

Рацион

В соответствии с перечисленными принципами организации питания, рацион ребенка должен включать все основные группы продуктов.

Из мяса предпочтительнее использовать нежирную говядину или телятину, курицу или индейку. Менее полезны колбасы, сосиски и сардельки. Субпродукты служат источником белка, железа, ряда витаминов и могут использоваться в питании детей.

Рекомендуемые сорта рыбы: треска, минтай, хек, судак и другие нежирные сорта. Соленые рыбные деликатесы и консервы могут оказать раздражающее действие на слизистую желудка и кишечника, особенно в дошкольном возрасте. Их рекомендуется включать в рацион лишь изредка.

Особое место в детском питании занимают молоко и молочные продукты. Это не только источник легкоусвояемого кальция и витамина В2. Именно в молоке необходимые для развития и роста детского организма кальций и фосфор содержатся в идеальной пропорции 2:1, что позволяет этим элементам хорошо усваиваться.

Фрукты, овощи, плодоовощные соки содержат углеводы (сахара), некоторые витамины, микроэлементы, а также такие полезные вещества как пектин, клетчатка, пищевые волокна и другие. Эти продукты улучшают работу органов пищеварения, предотвращают возникновение запоров.

Необходимы хлеб, макароны, крупы, растительные и животные жиры, особенно гречневая и овсяная крупы. Растительное масло как приправа к салатам позволяет усваиваться многим полезным веществам, содержащимся в овощах.

Однако правильного подбора продуктов недостаточно. Учитывая незрелость пищеварительных органов ребенка, продукты нуждаются в щадящей кулинарной обработке. Кроме того, необходимо стремиться к тому, чтобы готовое блюдо было красивым, вкусным и ароматным.

Организация питания. Режим. Примерное меню

Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо. При этом на долю завтрака приходится приблизительно 25% суточной калорийности, на долю обеда 40%, полдника - 15%, ужина - 20%.

Чтобы обеспечить разнообразие блюд и правильное их чередование, меню желательно составлять сразу на несколько дней вперед, еще лучше - на целую неделю. Если молоко и молочные продукты должны входить в рацион питания ребенка ежедневно, то на завтрак, обед и ужин первые и вторые блюда желательно повторять не чаще, чем через 2-3 дня. Это также позволяет поддержать у дошкольника хороший аппетит. Следует избегать одностороннего питания - преимущественно мучного и молочного: у ребенка может возникнуть витаминная недостаточность даже в летне-осенний период.

Ориентировочно в сутки ребенок 4-6 лет должен получать следующие продукты:

  • молоко (с учетом идущего на приготовление блюд) и кисломолочные продукты - 600 мл,
  • творог - 50 г,
  • сметана - 10 г,
  • твердый сыр - 10 г,
  • масло сливочное - 20 - 30 г (в каши и на бутерброды),
  • обязательно растительное масло - 10 г (лучше в салаты, винегреты),
  • мясо - 120-140 г,
  • рыба - 80-100 г,
  • яйцо - 1/2-1 шт.,
  • сахар (с учетом кондитерских изделий) - 60-70 г,
  • пшеничный хлеб - 80-100 г,
  • ржаной хлеб - 40-60 г, крупы, макаронные изделия - 60 г,
  • картофель - 150-200 г,
  • различные овощи -300 г,
  • фрукты и ягоды - 200 г.

Полдник и ужин должны быть легкими. Это могут быть овощные, фруктовые, молочные, крупяные блюда. Но если у ребенка снижен аппетит, можно увеличить во время ужина не количество конкретного блюда, а его калорийность: пусть ужин будет более плотным, чем обед. Таким образом можно помочь развивающемуся организму справиться с возрастающими энергозатратами.

На завтрак хорош горячий напиток (кипяченое молоко, чай), которому предшествует любое горячее блюдо (например, омлет), не очень объемное и не требующее длительного времени на приготовление.

Во время обеда обязательно накормить ребенка супом или борщом. Ведь первые блюда на основе овощных или мясных бульонов являются сильными стимуляторами работы рецепторов желудка. Это способствует повышению аппетита и улучшению процесса пищеварения.

Детям очень полезны свежие овощи, фрукты, ягоды. Дошкольник может потреблять их сырыми или в виде приготовленных на их основе блюд. Салаты лучше предложить перед первыми и вторыми блюдами, так как они способствуют интенсивной выработке пищеварительных соков и улучшают аппетит. Если вы дадите салат и на завтрак, и на обед, и на ужин (пусть даже понемногу), будет особенно хорошо. Свежие фрукты идеально подходят для полдника. А вот в промежутках между едой их лучше ребенку не предлагать, особенно сладкие.

Яйца полезены для дошколят. Ведь в них содержится много витаминов A и D, фосфора, кальция, железа. В сыром виде давать яйца не следует, поскольку существует вероятность заражения сальмонеллезом.

У шестилетнего ребенка электролитный обмен еще неустойчив, поэтому излишнее поступление воды в его организм может создать дополнительную нагрузку на сердце и почки. Суточная потребность дошкольника в воде составляет в среднем 60 мл на 1 кг веса. Некоторые дети в жаркие летние дни очень много пьют. Но чтобы утолить жажду, не обязательно употреблять много жидкости. Важно научить малыша пить понемногу и маленькими глоточками. Можно просто ограничиться полосканием рта холодной водой.

Пищу дошкольникам уже не нужно готовить на пару и сильно измельчать. Можно готовить жареные блюда, хотя особенно увлекаться этим не следует, так как есть с опасность возникновения при обжаривании продуктов окисления жиров, которые раздражают слизистые, вызывают изжогу и боль в животе. Поэтому лучше всего тушить и запекать блюда в духовом шкафу.

 

Не рекомендуется!

Некоторые продукты крайне нежелательны в рационе дошкольника. Не рекомендуются: копченые колбасы, консервы, жирные сорта мяса, некоторые специи: перец, горчица и другие острые приправы. Для улучшения вкусовых качеств лучше положить в пищу петрушку, укроп, сельдерей, зеленый или репчатый лук, чеснок. Последние, кроме того, обладают и способностью сдерживать рост болезнетворных микробов. Вкус пищи можно значительно улучшить, если использовать некоторые кислые соки (лимонный, клюквенный), а также сухофрукты.

День недели

Завтрак

Обед

Полдник

Ужин

Понедельник

Каша гречневая с молоком
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом и сыром

Салат
Щи со сметаной
Тефтели с макаронами
Компот из сухофруктов
Хлеб

Кефир
Печенье
Яблоко

Морковно-яблочная запеканка
Чай с молоком
Хлеб

Вторник

Сельдь с рубленым яйцом
Пюре картофельное
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом

Салат витаминный
Суп овощной
Жаркое по-домашнему
Кисель из яблок
Хлеб

Молоко
Сухарики
Яблоко

Творожная запеканка
Чай с молоком
Хлеб

Среда

Каша рисовая молочная
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом и сыром

Салат свекольно-яблочный
Суп крестьянский
Котлета мясная
Пюре картофельное
Кисель молочный

Йогурт
Печенье
Яблоко

Омлет
Капуста тушеная
Чай
Хлеб

Четверг

Макароны с тертым сыром
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом

Салат из зеленого горошка
Свекольник
Гуляш с гречневой кашей
Компот из сухофруктов

Чай
Ватрушка с творогом
Яблоко

Рагу овощное
Яйцо вареное
Молоко
Хлеб

Пятница

Каша геркулесовая молочная
Яйцо вареное
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом

Салат морковно-яблочный
Борщ со сметаной
Биточки рыбные
Картофель отварной
Кисель

Ряженка
Печенье
Фрукты

Сырники творожные со сметаной
Чай с молоком
Хлеб

Суббота

Вареники ленивые со сметаной
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом

Салат капустно-яблочный
Рассольник
Плов
Кисель из фруктов

Кефир
Сухарики
Фрукты

Оладьи (блинчики) с вареньем
Молоко

Воскресенье

Рыба по-польски
Картофель отварной
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом

Салат из моркови
Куриный бульон с гренками
Курица отварная с рисом и тушеной свеклой
Отвар шиповника
Хлеб

Молоко
Булочка домашняя
Яблоко

Запеканка овощная
Чай с молоком
Хлеб

 

свернуть